Птахх (penguinny) wrote,
Птахх
penguinny

Геббельс против критиков

Уже несколько часов подряд, с подачи berezin и labas читаю Геббельса. Началось всё с того, что berezin попытался понять, откуда взялась цитата, приписываемая Геббельсу:

«Критик должен быть готов и способен в любой момент и по первому требованию занять место критикуемого им и выполнять его дело продуктивно и компетентно; в противном случае критика превращается в наглую самодовлеющую силу и становится тормозом на пути культурного прогресса».
За несколько шагов, labas и magister_ разобрались, что приведённая цитата принадлежит Михаилу Веллеру («Ножик Серёжи Довлатова», 1994) и, возможно, является пересказом более ранней книги Льва Гинзбурга «Бездна» (1967):
«В Нюрнберге полиция схватила двух журналистов, которые неодобрительно высказались о варьете, состоявшем под покровительством Юлиуса Штрейхера. Журналистов доставили в варьете, загримировали и приказали петь и плясать вместо раскритикованных ими актеров. Естественно, что они «провалились» и публика «с позором» прогнала их со сцены. Этот случай был позднее использован Геббельсом, который объявил критику «грязной еврейской затеей» и выпустил специальный приказ, согласно которому «каждый критик должен быть готов в любую минуту и по первому требованию заместить тех, кого он критикует; в противном случае критика теряет свой смысл — она становится наглой, самонадеянной и тормозит развитие культуры».

Между цитатами Гинзбурга и Веллера более чем сиюминутная схожесть; нужно предположить, что либо Веллер процитировал Гинзбурга с искажениями, либо они оба цитируют некий общий источник (поскольку источник немецкий, вполне возможны различия в формулировках при переводе). К сожалению, немецким языком я не владею, а доступные русско- и англоязычные источники не содержат ничего похожего на эту цитату. То есть, в известном смысле, Геббельс, литературный критик по образованию, возвращался к теме критики неоднократно; трудности возникают только с дословной формулировкой. Например, в своей речи 31 июля 1932 года Геббельс всё ещё по привычке жалуется, что политические противники обвиняли нацистов в неконструктивной критике, объясняет, что нацистам, как оппозиционной партии, не оставалось других способов влиять на ситуацию; и даже призывает дать, наконец, нацистам порулить. Но почти тут же, придя к власти, Геббельс приступил к непримиримой борьбе с различными видами неконструктивной критики нацистской партии. В своей речи в Женеве в сентябре 1933 он рассуждает:

«Публичная критика хороша лишь тогда, когда ей занимаются с искренними намерениями и чистой совестью. Критика, которая отказывается быть конструктивной, является угрозой для наций. Критика может производить чудовищные разрушения, если к ней прибегают просто ради критики, парализуя и лишая нации последних шансов на спасение».
В статье от 28 сентября 1941 года Геббельс опять прибегает к похожему построению, обвиняя критиков Германии в том, что они ничего не делают по поводу советской угрозы, пока немецкие солдаты спасают европейскую культуру и цивилизацию от восточных варваров. «При этом, такие критики,» — рассуждает Геббельс, — «не смогут покорить даже одну советскую деревушку».

Особенно примечательно внимание Геббельса к критике художественной. В широко известном декрете от 27 ноября 1936 года (см. немецкий первоисточник у labas) Геббельс фактически запретил все её виды:

«С приходом к власти, я предоставил немецким критикам четыре года чтобы привести свои взгляды в соответствие принципам национал-социализма. [...] Поскольку очередной 1936 год не показал никакого улучшения в состоянии критики, я запрещаю с сегодняшнего дня все виды художественной критики. [...] Теперь художественная критика должна быть заменена комментариями об искусстве. [...] К такому суровому решению я пришёл исходя из той точки зрения, что критиковать имеют право лишь те, кто имеет глубокие знания о своей области критики. [...] В будущем, обсуждение художественных произведений будет доверено редакторам, способным делать это честно и в духе национал-социализма» (D. Welch (1993) "The Third Reich. Politics, and Propaganda", pp. 202-203).
На деле, этот декрет узаконил, что критическая деятельность запрещена не достигнувшим 30 лет. Анонимная критика была запрещена; журналистам требовалось также получить специальное разрешение на право критиковать. Есть некоторые основания полагать, что рассказ Гинзберга ссылается именно на этот декрет Геббельса, поскольку можно сравнительно точно датировать случай с танцующими в варьете критиками. Газета «Нью-Йорк Таймс» от 2 мая 1937 года пишет:
«Посетители театра «Апполо» в Нюрнберге недавно стали свидетелями примечательного представления. На сцене, опасно взгромоздившись на стульях, раскачивались несколько молодых и пожилых мужчин, пытающихся сохранить равновесие, изображая танцевальный номер, и выставляя себя в весьма невыгодном свете. Впрочем, это вполне развлекало лысого, грузного человека, руководившего представлением, и группу хихикающих девиц из аудитории. Танцоры на стульях были театральными критиками Нюрнбергских газет, хихикающие девицы — танцовщицы из недавно раскритикованного шоу. Лысым и грузным мужчиной был Юлиус Штрейхер, глава городских национал-социалистов».
Со времени запрета критики Геббельсом до публикации этой статьи прошло всего полгода, так что, возможно, Гинзбург немного ошибся в порядке событий.

Декрет Геббельса начинается любопытной жалобой на то, что критики «не исправились» за предоставленные им четыре года. Скорее всего, он ссылается на принципы, декларированные им в 1933 году при создании министерства Народного Просвещения и Пропаганды. Особенно чётко они выражены им в речи 15 марта 1933 года:

«Я должен, господа, просить вас об одолжении. Если вы считаете нужным критиковать Правительство, вы должны делать это таким образом и в таком тоне, чтобы не предоставлять врагам Правительства у нас, или за рубежом, возможности процитировать вас и, таким образом, сказать что-либо критическое, не рискуя запретом. [...] Это не должно происходить. Конечно, вы можете критиковать правительство, но при этом вы не должны упускать из вида интересы самого Правительства; вы обязаны обеспечить, чтобы одно не вредило другому. Недостаточно просто следить за тем, чтобы действия Правительства были известны народу, потому что у Правительства есть сотни способов добиться этого самостоятельно. Вы также должны считать своей первостепенной задачей популярно объяснять народу, зачем Правительство прибегло к таким действиям» (D. Welch (1993) "The Third Reich. Politics, and Propaganda", p. 179).
Параллели с современным российским информационным пространством очевидны.

Впрочем, самым любопытным комментарием по поводу антикритической деятельности нацистского правительства отметился Бертольт Брехт. В одном из своих стихотворений он написал, что Геббельс запретил театральную критику для того, чтобы сделать невозможной критику народом правительства.

Видите ли, Брехт считал, что большая часть политических достижений нацистского правительства лежала именно в области театра.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments